Соната №4 для баяна Кирилла Волкова написана в 2008 году. Это масштабное полотно, в котором автор ставит философские вопросы христианской веры и её роли в мире, взяв за основу художественно описанное Н. С. Гумилёвым в драматической поэме «Гондла» столкновение двух северных культур – норманнской и кельтской. В традиционной трёхчастной форме Сонаты с поистине симфоническим размахом сталкиваются древние мотивы Ирландии и Скандинавии, образы иных народов, преломлённые сквозь творческие призмы двух русских художников.

В творчестве И. С. Баха хоральные прелюдии занимают особое место. В лаконичной миниатюре, где звучит всего одна несложная мелодия, могут быть сосредоточены гармонии, которые словно грани кристалла отражают духовные устремления человека того времени. В конце жизни великий композитор вернулся к хоральным прелюдиям, одна из которых стала последним его произведением (Vor Deinen Thron tret ich hiermit – Вот предстою я пред троном Твоим).

Арво Пярт – современный эстонский композитор, чьё творчество, в основе которого лежат глубоко религиозные эмоции, возвращает нас к консонансу. Его музыка зачастую лишена таких общепринятых черт как развитие и кульминации, но именно благодаря этому свойству она обращает наше сознание к Вечности. Пьеса «Pari intervallo» написана для органа, принцип звукообразования которого во многом схож с баянным, однако специфика управления звуком различна и это обстоятельство позволяет несколько иначе интерпретировать музыку в сфере динамики.

Родившийся в один год с И. С. Бахом и Г. Ф. Генделем итальянский композитор Доменико Скарлатти известен преимущественно своими сонатами. Более пятисот экзерсисов для клавишных инструментов были созданы в Мадриде, где он провёл последние четверть века своей жизни. В отличие от органной музыки Баха, которая обращена в основном к высшим духовным сферам, музыка сонат Скарлатти изобилует простыми и светлыми человеческими эмоциями, как бы в маленьких гравюрах передавая бытовые сценки из жизни людей Европы на рубеже XVII-XVIII веков.

Александр Зилоти – пианист и дирижёр, один из крупнейших музыкантов начала XX века, двоюродный брат С. В. Рахманинова. Концертная транскрипция А. Зилоти для фортепиано ассоциируется с фактурой Прелюдии ми-минор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, но аналогичную фактуру и рельеф верхнего голоса мы можем услышать и в Прелюдии ми-минор из «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха» (педагогического сборника, составленного композитором для маленького сына). Вопрос о первоисточнике для этой транскрипции остаётся открытым и сегодня, что, однако, не мешает нам наслаждаться простотой и совершенством музыкального шедевра.

Диптих для органа и баяна «Складень» К. Волкова посвящён святым равноапостольным проповедникам веры и просветителям славян Кириллу и Мефодию. В двух частях произведения средствами двух родственных и в то же время очень разных инструментов композитор постарался отобразить лики двух братьев, как бы смотрящих на нас со створчатой иконы (складня). В пьесе использована тема «Гимна в честь Кирилла и Мефодия» П. И. Чайковского.
 
Компакт-диск посвящается Владимиру Петровичу Алтухову.
 
М. Бурлаков


МИХАИЛ БУРЛАКОВ (баян)
По прочтении…

Кирилл Волков (*1943)
Соната №4 по прочтении драматической поэмы Н. С. Гумилёва «Гондла»

1. Vivace
2. Andantino e poco improvisazione – Poco sostenuto – Andantino
3. Presto – Meno mosso – Presto – Andante

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750)
Хоральные прелюдии
4. Christ ist Erstanden (BWV 627)
5. Liebster Jesu, wir sind hier (BWV 706)
6. Christe, Du Lamm Gottes (BWV 619)

Арво Пярт (*1935)
7. Pari intervallo

Доменико Скарлатти (1685 - 1757)
8. Соната До-мажор

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) – Александр Зилоти (1863 - 1945)
9. Прелюдия си-минор

Кирилл Волков (*1943)
10. Складень (диптих для органа и баяна)

Общее время звучания: 48:59

Исполнительская редакция (1 – 3, 10) и переложения (4 – 9) для баяна – М. Бурлаков
Запись произведена в 2010 и 2011 г.г. в студии (1 – 9) и с концерта 26.03.2011 в Большом зале РАМ имени Гнесиных (10)
Партия органа – Светлана Фурник (10)
Инженер звукозаписи – Надежда Николаева
Текст и оформление буклета – М. Бурлаков
1/2
  • Facebook Long Shadow
  • YouTube Long Shadow

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна